Международная конкурентоспособность
Международная конкурентоспособность - это возможности стран противостоять друг другу в мировой торговле в смысле
a) расширения экспорта, б) ограничения импорта.
Это тема имеет ряд аспектов.
1) Ценовая конкурентоспособность(в международном плане важно контролировать в стране уровень инфляции и поддерживать «реалистический», то есть приемлемый для иностронных партнеров, валютный курс). При инфляции экспорт становится относительно дороже (при неизмнности валютного курса вчера экспортируемая единица продукта стоила внутри страны 100 рублей, сегодня 105, но долларовая выручка не изменится, следовательно, экспортные затраты выше, прибыльность вызова падает), а импорт становится дешевле(по- прежнему считаем стабильным валютный курс; импорты ввозят товары, но вчера они их продавали за 100 рублей, сегодня- уже за 105 рублей, ибо инфляция вызывает рост цен не только на отечественные, но и на ввозимые товары).
Другая сторона дела- валютный курс. Если он завышен относительно иностранной валюты, в которой идут расчеты, то национальный экспорт становится менее выгодным (экспорты за свои вырученные доллары получают на национальном валютном рынке меньше рублей, нужных для ведения собственного производства), а импорт становится привлекательнее (на прежнее количество рублей обменивается больше долларов). Если валютный курс занижен, то положение дел с экспортом и импортом становится прямо противоположным: экспортеры выручку в инвалюте обменивают на возрастающую массу рублей, импортеры теряют, или для приобретения прежней суммы долларов им нужно располагать большим количеством рублей.
2) Неценовая конкурентоспособность во многих случаях более значима, чем ценовая. Особенно это важно для техно- и наукоемких продуктов, вообще для продуктов сложного труда, имеющих длительные сроки эксплуатации в производстве, в домашнем хозяйстве, в военном деле и пр. Параметры качества, эксплуатационные характеристики, условия и своевременность поставок, способы расчетов, уровень послепродажного обслуживания- эти и близкие к ним факторы обеспечивают успех в конкуренции.
3) Наличие и разветвленность зарубежной распределительной сети, налаженность и надежность партнерских связей в мире.
Многие неуспехи российских внешнеторговых операций объясняются конкурентными слабостями с этой стороны. Японцы, традиционно делавшие ставку на экспорт товаров, а не на прямые инвестиции за рубежом, располагают свыше 6 тыс. торговых компаний, из которых всего 16 контролируют основную массу японского экспорта и импорта. Их функции: подготовка документации по экспортно- импортным операциям, их финансирование, услуги по транспортировке и хранению грузов, маркетинговая деятельность, создание полностью интегрированных сбытовых систем определенных видов продукции и др. В то же время в мире многие фирмы пользуются не услугами торгово- экономических компаний, а используют варианты прямой продажи (через своих агентов по продаже, работающих за комиссионные, или через иностранных партнеров, реализующих затем товары конечному потребителю). В этом случае компании создают свою специальную экспортную службу (см.: Дэниелс Дж. Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес.- М., 1998. Гл.13).
4) Поддержка государством экспортной деятельности. Специальные государственные службы по международной торговле оказывают разнообразные услуги (помощь фирмам в разработке стратегии экспорта, в установлении зарубежных контактов, в проведении маркетинга, доступ к базом данных, оргаизация тарговых выставок и др.) Особую роль играют вопросы кредитов, гарантий, страхований. Так, известный Экспортно- импортный банк США, будучи федеральным, специализируется на кредитовании внешнеэкономических сделок. Кредиты предоставляются или плямо иностранным партнерам, покупающим американские товары, или посредникам. Действует система гарантий для фирм, которые выделяют кредиты зарубежным покупателям продукции США. Эти гарантии защищают от коммеческих и политических рисков. К последним относятся: неконвентируемость валюты, экспроприация, аннулирование импортных лицензий, иные действия со стороны других государств, затруднящие возврат кредита.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Торго́вое финанси́рование — в русском языке собирательный термин, обозначающий финансовые инструменты, позволяющие предоставить покупателю отсрочку платежа на приобретаемый товар.
Импорт (от лат. importo – ввозить, привозить, вводить; от др.-греч. ἐμπορια ион. ἐμπορίη ἥ – товар, торговля (преимущ. внешняя), поездка по торговым делам) — ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и тому подобное на таможенную территорию государства или страны из-за границы без обязательств на обратный вывоз.
Открытая экономика — экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект в праве осуществлять экспорт и импорт товаров (услуг), финансовые сделки, открывающая свои границы для проникновения товаров и капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары и услуги в другие страны.
Невидимый баланс или сальдо торговли услугами - это часть торгового баланса , которая относится к службам и другим продуктам, которые не приводят к передаче физических объектов. Примеры включают консалтинговые услуги, транспортные услуги, туризм и доходы от патентных лицензий. Невидимый баланс, как правило, вызван третьей индустрии. Термин 'невидимый баланс' особенно распространен в Великобритании.
Экспорт , как понятие, происходит от лат. exporto, что в буквальном смысле означает вывозить товары и услуги из порта страны или государства.
Упоминания в литературе
При такой политике невозможно нормальное развитие банковской системы. Неудивительно, что суммарные активы всех российских коммерческих банков остаются в несколько раз меньше активов любого их крупных банков США, ЕС или Японии. Эта карликовость российских банков была предопределена политикой денежных властей. Поскольку ЦБ жестко ограничивал денежное предложение и не создал систему рефинансирования коммерческих банков, рост последних был жестко ограничен общим пределом роста денежной массы, устанавливаемым денежными властями. В результате коммерческие банки не могли удовлетворить растущий спрос на кредиты. Их наиболее благополучные клиенты, достигая уровня
международной конкурентоспособности , переходили на кредитование за рубежом.
Связанные понятия (продолжение)
Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.
Фо́рекс (Forex, иногда FX, от англ. Foreign Exchange — «зарубежный обмен») — рынок межбанковского обмена валюты по свободным ценам (котировка формируется без ограничений или фиксированных значений). Часто используется сочетание «рынок форекс» (англ. Forex market, FX-market).
Внешнеторговый агент — одна из разновидностей торгово-посреднических фирм, осуществляющих деятельность в сфере международной торговли товарами и услугами.
Торговый баланс имеет своё сальдо. Торговое сальдо — это годовой (квартальный или ежемесячный) показатель сведения внешнеторговых сделок страны. Если торговый баланс имеет положительное сальдо, это означает, что в денежном эквиваленте (товарный объём переводится в денежный) товаров за границу (экспорт) было отправлено больше, чем получено из других стран (импорт). Если сальдо отрицательно, то ввоз товаров преобладает над вывозом. Положительный торговый баланс говорит о спросе товаров данной страны...
«Готовый бизнес » — устоявшееся понятие, используемое в контексте купли-продажи предприятий на постсоветском пространстве; подразумевает действующий объект малого и среднего бизнеса, выставленный на продажу, ведущий стабильную хозяйственную деятельность и не требующий дополнительных вложений в обеспечение деятельности в результате перехода собственности.
Импортозамещение — замещение импорта товарами, произведёнными внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы протекционистские методы регулирования: тарифные и нетарифные.
Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто...
Стратегия выхода на рынок — это запланированный способ распределения и доставки товаров или услуг на новый целевой рынок . В импорте и экспорте услуг это относится к созданию, установлению и управлению контрактами в другой стране.
«Голландская болезнь » (эффект Гронингена) — негативный эффект, оказываемый влиянием укрепления реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате бума в отдельном секторе экономики. Теоретически причина бума не имеет значения, но на практике эффект, как правило, связан с открытием месторождений полезных ископаемых или ростом цен на экспорт добывающих отраслей.
Кредит для физических лиц (розничный кредит) — заём, выдаваемый населению на личные нужды, например, на покупку автомобиля, бытовой техники, недвижимости и т. д. Понятие «розничный кредит» идентично термину «ретейл».
Парадокс Леонтьева (англ. Leontief's paradox) — наблюдение, опровергнувшее теорию Хекшера — Олина при анализе внешней торговли США за 1947 год. Разрешение парадокса Леонтьева состоит в том, что корректное исследование требует не двухфакторной, а многофакторной модели внешней торговли.
Поку́пка в гру́ппах (приобретение в группах) — это способ приобретения товаров или услуг за счёт совокупных платежей потребителей, объединенных в группу, для каждого из участников группы.
Монопо́лия (от греч. μονο — один; πωλέω — продаю) — это рыночная структура, при которой крупное предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции, на рынке отсутствует конкуренция, и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Производный финансовый инструмент , дериватив (англ. derivative) — договор (контракт), по которому стороны получают право или обязуются выполнить некоторые действия в отношении базового актива. Обычно предусматривается возможность купить, продать, предоставить, получить некоторый товар или ценные бумаги. В отличие от прямого договора купли/продажи, дериватив формален и стандартизирован, изначально предусматривает возможность минимум для одной из сторон свободно продавать данный контракт, то есть является...
Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Входной бонус (известен также под названиями «Плата за полку», «Плата за вход», «Входной билет») — сумма, уплачиваемая производителем или поставщиком магазину (торговой сети) за включение товара в ассортимент магазина (за «попадание товара на полки» ретейлера).
Международная валютная система (МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции. Бреттон-Вудская конференция (США), в которой участвовали 44 государства, была проведена в 1944 году. Её основная задача — производить валютную ликвидность (с помощью золотых резервов, сырья, финансовых активов какой-то одной страны, наднациональных финансовых...
Рыночная инфраструктура — это различные учреждения, предприятия, организации, обслуживающие различные виды рынков, создают благоприятные условия для их эффективного функционирования. Это — биржи, банки, финансово-кредитные посредники, коммерческие фонды, страховые агентства, службы занятости, торговые и другие организации, каждая из которых действует в своей сфере.
Прямые иностранные инвестиции (сокр. ПИИ) — инвестиции, направленные на длительный контроль инвестора над хозяйственными операциями компании-получателя в другой стране. Размер доли собственности компании, необходимой для эффективного управления, составляет более 10% компании.
Государственный резервный накопительный фонд — специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные — стабилизационный фонд и фонд будущих поколений.
Экспортёр — сторона в международных экономических отношениях, поставляющая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли другой стороне (импортёру), которая использует их для производства других товаров, услуг или потребляет.
Валю́тные во́йны или конкурентная девальвация — последовательные преднамеренные действия правительств и центробанков нескольких стран по достижению относительно низкого обменного курса для своей национальной валюты с целью увеличения собственных объёмов экспорта и сокращения импорта. Увеличение объёмов экспорта происходит за счёт снижения в иностранной валюте себестоимости производства отечественных предприятий-экспортёров и возможности снизить цены на продукцию экспортёров. При обесценении местной...
Мировой финансовый рынок — часть мирового рынка ссудного капитала, совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран.
Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран — долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников.
Подробнее: Причины возникновения европейского долгового кризиса
Электронная коммерция — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.
Невозможная троица (также трилемма международных финансов) — гипотеза в международной экономике, что невозможно одновременно достичь...
Инвестиционный банк (англ. Investment bank) — финансовый институт, который организует для крупных компаний и правительств привлечение капитала на мировых финансовых рынках, а также оказывает консультационные услуги при покупке и продаже бизнеса, брокерские услуги, являясь ведущим посредником при торговле акциями и облигациями, производными финансовыми инструментами, валютами и сырьевыми товарами, а также выпускает аналитические отчеты по всем рынкам, на которых он оперирует.
Контроль цен — государственные ограничения на цены, которые можно устанавливать на товары и услуги. Целью подобных мер может быть стремление поддержать доступность основных продуктов питания и товаров народного потребления, предотвратить манипулирование ценами во время дефицита, замедлить инфляцию или, наоборот, обеспечить минимальный доход для поставщиков определённых товаров или минимальную заработную плату. Существует две основных формы регулирования цен: максимальная и минимальная цена, которые...
Рециклирование нефтедолларов (англ. petrodollar recycling) есть зарубежное расходование или инвестирование средств, вырученных от экспорта нефтепродуктов. Как правило, термин употребляется в отношении крупных экспортёров нефти, — членов ОПЕК, России и Норвегии — которые не способны эффективно распределить полученные ресурсы внутри страны. Глобальные финансовые потоки, связывающие производителей и потребителей нефти, исчисляются сотнями миллиардов долларов США в год, причём часть транзакций производится...
Маржина́льная торго́вля (англ. margin trading) — проведение спекулятивных торговых операций с использованием денег и/или товаров, предоставляемых торговцу в кредит под залог оговоренной суммы — маржи́. От простого кредита маржинальный отличается тем, что получаемая сумма денег (или стоимость получаемого товара) обычно в несколько раз превышает размер залога (маржи). Например, за предоставление права заключить контракт на покупку или продажу 100 тысяч евро за доллары США, брокер обычно требует в залог...
Товарный дефици́т (от лат. dēficit «не хватает, недостаёт») — недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег.
Платёжный баланс — движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платёжный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платёжный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, платёжный баланс, в котором расходование денежных средств, превышает их поступления, называется пассивным. Частью платёжного баланса являются баланс...
Товарообменные операции — отдельный класс операций на внешнем рынке, характерной особенностью которых является то, что в едином внешнеторговом документе (контракте) стороны берут взаимные обязательства по поставке товаров, услуг, выполнению работ.
Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Миграция капитала – движение капитала из одной отрасли в другую внутри страны (внутренняя миграция) или движение капитала из одной страны в другую (международная миграция капитала) .
Совместное потребление тесно связано с развитием современной одноранговой экономики, в рамках которой возникают горизонтальные сети производства и обмена экономических продуктов, а участники экономической деятельности взаимодействуют друг с другом напрямую без посредников. Совместное потребление позволяет максимизировать эффективность использования ресурсов и является формой общественной кооперации.
Мировой рынок капитала — сложный экономический механизм, система рыночных отношений, которая обеспечивает аккумуляцию и перераспределение финансовых средств (ресурсов) между странами и регионами. Вывоз капитала представляет собой одностороннее движение капитала за рубеж в форме инвестиционных товаров или денег с задачей получения прибыли или процентов.
Деривативы в энергетике — производные финансовые инструменты, базовым активом которых являются ископаемое топливо, моторное топливо или электроэнергия.
Импортёр — сторона в международных экономических отношениях, покупающая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли за рубежом, и ввозящая их в страну для использования и потребления. Так называют юридическое или физическое лицо, занимающееся ввозом товара из-за границы. То есть организация, ввозящая товары или получающая услуги из-за границы. Термин И. может быть также применен к государству, в которое в порядке импорта ввозятся товары, либо организация, ввозящая товары...
Государственные краткосрочные облигации (ГКО), или официально государственные краткосрочные бескупонные облигации Российской Федерации, — государственные ценные бумаги, эмитентом которых выступало Министерство финансов Российской Федерации. ГКО выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступал Центральный банк Российской Федерации.
В начале 1990-х годов в России была выбрана европейская модель рынка ценных бумаг, которая предусматривала деятельность на рынке как банков, так и небанковских инвестиционных институтов, которые обладали одинаковыми правами, выполняя операции на фондовом рынке. Стоит отметить, что европейская модель связана с повышенным уровнем банковского риска, поэтому до сих пор не получила полной адаптации к российским условиям и функционируют под воздействием Центрального банка.
Подробнее: Банк брокер
Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. fiscal policy < лат. fiscus — корзина; касса, казна, финансы) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.